Ученые ФИЦ Биотехнологии РАН в сотрудничестве с коллегами из ИИМК РАН провели всестороннее исследование ДНК человека из самого раннего энеолитического могильника на Северном Кавказе. Впервые в истории российской палеогенетики весь цикл полногеномного анализа был выполнен в отечественной лаборатории. Генетические анализы показали, что около семи тысячи лет назад первые северокавказские земледельцы и скотоводы были в контакте с древним населением Нижнего Поволжья. Исследователи предположили, что брачные союзы и культурные связи способствовали распространению производящего хозяйства в восточноевропейскую степь между Доном и Волгой. Подробные результаты исследования ученые описали на страницах журнала iScience.
Научная группа под руководством Егора Прохорчука, заведующего лабораторией геномики и эпигеномики позвоночных ФИЦ Биотехнологии РАН, исследовала ДНК мужчины 40-60 лет со следами трепанации черепа из древнейшего энеолитического могильника в Нальчике, раскопанного археологами в 1929 году.
Древняя ДНК принадлежит представителю дарквети-мешоковской культуры эпохи энеолита (ок. 5000-3500/3300 гг. до н. э.) – это самая ранняя из известных на Северном Кавказе культур, экономическое благополучие которой базировалось на разведении домашнего скота и выращивании хлебных зерновых.
Исследования показали, что генотип мужчины из Нальчика сочетает в себе гены кавказских охотников-собирателей, охотников-собирателей европейской степи и очень ранних земледельцев Западной Азии.
Вопреки ожиданиям ученых, человек из Нальчикского могильника генетически оказался ближе к представителям Северной Месопотамии и Загроса, которые проживали там в VIII–VII тысячелетиях до н.э., чем к соседям из Южного Кавказа, которые жили в этом регионе в VI тысячелетии до н.э.
Сравнительный анализ показал, что интенсивность кавказского и переднеазиатского генетического влияния у населения хвалынской культуры в Нижнем Поволжье угасает по мере приближения к северным границам степи.
Новое исследование генетиков и археологов позволяет предположить, что в первой половине V тысячелетия до н.э. культурные и брачные связи сформировали трансконтинентальный канал распространению земледелия и скотоводства из Передней Азии через Кавказ в степи Восточной Европы между Доном и Волгой.