6-7 октября состоялся первый Форум популяризаторов науки стран БРИКС. Мероприятие прошло в смешанном формате. К участникам, собравшимся в залах Общественной палаты России, присоединились более 4 тысяч слушателей в онлайн-формате из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР и 72 регионов России.
На открытии заместитель министра науки и высшего образования России Елена Дружинина подчеркнула важность обмена опытом в сфере популяризации науки как для России, так и для стран БРИКС. Заместитель министра отметила, что в рамках Года науки и технологий, проводящегося в 2021 году в России, уже были достигнуты значительные успехи в этой области, и Форум будет логичным продолжением развития лучших практик. Главы делегаций стран БРИКС в приветственной речи также говорили о важности доступности научных знаний, о роли государства и общества в процессе популяризации науки. Отмечалось большое значение необходимости работы со студентами и школьниками.
Участников и гостей форума приветствовал и первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Максим Кронгауз. Он подчеркнул, что проблема популяризации науки и просвещения в России в настоящее время имеет особую важность, поэтому чрезвычайно важно было инициировать общемировую дискуссию по этой проблеме, обменяться опытом и понять, как это происходит в крупнейших странах мира.
Форум продолжился пленарным заседанием «Роль научной популяризации в научно-технологическом развитии стран БРИКС: зачем современному государству популяризация науки и какой она должна быть». Вице-президент РАН Алексей Хохлов отметил: «Если еще лет 20 назад считалось, что популяризация науки — задача второго сорта, нужно делать саму науку. Сейчас все больше ученых понимают, что нужно рассказать о своих достижениях, объяснять их обществу. Популяризация — это миссия, исследователей надо к этому приучать и мотивировать».
Одной из первых в рамках Форума популяризаторов науки стран БРИКС состоялась секция «Формы и источники поддержки научно-популярных мероприятий», участники которой поделились проблемами финансирования деятельности по популяризации. Арина Пушкина, председатель правления ассоциации Science Slam, отметила основные тренды этой сферы, среди которых — снижение доли бизнес-денег, что связано с тяжелой экономической ситуацией (у бизнеса всё меньше свободных средств). Корпорациям для пиара часто выгоднее поддержать менее «культурные» мероприятия с большой посещаемостью, поэтому популяризаторам науки стоит задуматься о повышении качества маркетинга.
На круглом столе «Опыт государственного регулирования просветительской деятельности» эксперты обсудили особенности популяризации науки в современном мире и то, какую роль в ней должно играть государство. Распространение научных знаний в разных странах определяют по-разному: так, в Латинской Америке чаще используется термин «научная культура» (что подразумевает сферу, среду), в России — «популяризация» или «просвещение» (что описывает нисходящее действие и подчеркивает разницу между миром науки и миром обычных людей), а в ЮАР можно встретить «вовлечение в науку». Самым нейтральным термином в этом списке будет научная коммуникация, считает Александра Борисова, исполнительный директор Ассоциации научных коммуникаторов. Также она отметила, что в разных странах подход к популяризации науки может быть императивный (законодательные акты, которые обязывают что-то делать) или диспозитивный (который включает программы, стратегии, меры поддержки). Закон о просветительской деятельности в России показывает, что у нас сочетаются два подхода. Но ни тот, ни другой окончательно не сложился, и поэтому может не работать в реальной жизни.
Дискуссия на секции «Массовые интерактивные форматы» позволила участникам из разных стран обменяться уникальным опытом, который сильно отличается в зависимости от национальных особенностей, и показала, что популяризация науки может и должна быть социальным лифтом. Кристина Саблина, руководитель коммуникаций национального проекта «Наука и университеты» АНО «Национальные приоритеты», рассказала о работе в рамках Года науки в России. Уже были проведены почти 3000 научных и научно-популярных мероприятий, среди них: запуск нейтринного телескопа Байкал, конгрессы, выставки и лекции. Привлекли телевидение («Чудо техники» на НТВ и Nauka 0+) и экраны в транспорте (метро, Сапсан), где показывали короткие ролики о работе российских ученых. По мнению спикера, главный барьер для популяризации науки — это отсутствие навыков коммуникации с обществом у ученых. Даниэль Лавурас, представитель Министерства науки, технологий и инноваций Бразилии, рассказал о национальных научных олимпиадах, главная цель которых — поощрять любопытство молодых людей.
Во второй день форума на секции «Особенности организации офлайн форматов мероприятий» спикеры поделились друг с другом опытом в проведении научно-популярных событий в неформальной обстановке, которая помогает людям воспринимать научные новости через горизонтальную коммуникацию, а не по вертикали, а на секции «Выездной научпоп: экспедиции и стади-туры» спикеры рассказали об одном из самых необычных форматов популяризации науки — научных путешествиях. Совместить ученых, практику и природу — и никто не уедет домой равнодушным.
Круглый стол «Привлечение ученого к популяризации науки» стал местом для обсуждения вопросов: «Почему ученые не хотят рассказывать о своей работе?» и «Что мешает сделать это тем, кто хочет?». Ситуация с вакцинацией показывает, что просвещение — это не роскошь, оно необходимо для выживания. Дополнительная проблема таких стран как Индия и ЮАР — в барьерах между разными народами, живущими здесь.
На круглом столе «Поддержка научпопа: национальный и международный обзор и запрос популяризаторов» спикеры обсудили проблемы поддержки проектов. Важен баланс: Россия столкнулась с тем, что часть научных сотрудников превращается в охотников за грантами и показателями. Правительство Китая для повышения научной грамотности стремится перейти от передачи сухих знаний с позиций авторитета к вовлекающим форматам, учитывающим интересы аудитории. Главными направлениями поддержки популяризации в Индии становятся информационное сопровождение, помощь в организации мероприятий. В ЮАР действует госпрограмма, которая организует гранты на научную коммуникацию.
Центральной темой круглого стола «Научпоп и глобальные вызовы: арьергард сопротивления. Климат, пандемии, биоэтика и другое» стала пандемия коронавируса. Так, показательна ситуация с вакцинами, когда поначалу страны объединились, а потом не захотели делиться лишними дозами с более бедными соседями. Отвечая на глобальные вызовы, люди должны действовать сообща в общих интересах. Китайский коллега считает, что просвещение — важный фактор успеха в борьбе с пандемией. Что касается глобального изменения климата, нам следует больше говорить о том, что станет со знакомыми нам местами, но не сеять панику, а предлагать решения.
На секции «Дистанционные форматы научпопа: фото, социальные сети, аудио и видео контент» участники обсудили, в каком виде сейчас распространяется научное знание. С одной стороны, нужно бороться за время аудитории: человек решает, будет ли он знакомиться с материалом, буквально за минуту. Самый популярный и массовый формат сейчас — впечатления, поэтому коммуникация должна проходить через сердце зрителя, например, при помощи документального кино.
Круглый стол «Университеты и научная коммуникация. Ломая башню из слоновой кости» позволил участникам обсудить методы, благодаря которым университеты могут стать более открытыми. В РХТУ, например, помимо работы с аудиторией вне университета формируют сообщество ученых, чтобы улучшить междисциплинарный обмен знаниями — через подкаст и аудиочат со статусными исследователями в Telegram-канале вуза. А Николай Подорванюк, генеральный директор Научного проекта «Ломоносов» и главный редактор портала InScience.News, рассказано о запуске нового международного агрегатора научных новостей на базе портала InScience.News, рассчитанного в первую очередь на страны СНГ и БРИКС. Новый агрегатор призван распространять новости науки среди широкой аудитории и научных журналистов всех стран мира. Основные принципы работы нового проекта: децентрализация (много каналов сбора и распространения информации), самоорганизация (экспертному обществу не нужно мешать) и работа не только с вузами и институтами, но и с научными группами и стартапами.
Завершила программу Форума секция «Гражданская наука и волонтеры науки». Участники обсудили вовлеченность общества в науку и то, как можно ее повысить. В России можно найти задания от ученых на сайте citizen-science.ru, а также стать волонтером Курилки Гутенберга. Так или иначе, нам необходимо преодолеть пропасть между наукой и обществом — к этому призвали зарубежные коллеги.