Новая жизнь картины Репина «Иван Грозный и его сын Иван»


В Третьяковской галерее после реставрации представили картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которую четыре года назад повредил вандал. В масштабных и комплексных реставрационных работах над знаменитым полотном принимали участие также научные сотрудники ФИЦ Биотехнологии РАН – вся работа, связанная с минимизацией возможного риска микробиологического поражения этой картины, была на них.

23 мая 2022 года состоялась пресс-конференция, посвященная завершению сложной и масштабной реставрации выдающегося живописного произведения — картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Реставрационные работы осуществляли специалисты Государственной Третьяковской галереи при взаимодействии с учеными — это уникальная для отечественной практики работа. При восстановлении повреждений полотна были использованы новейшие материалы, разработан целый ряд технологий, впервые успешно примененных в реставрационной области.

В депозитарии Третьяковской галереи была создана специальная реставрационная мастерская. Сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, не имеющее аналогов в мире: подвижный многофункциональный стол-трансформер со сложной механикой. Впервые в России был применен инновационный подход к утоньшению лакового покрытия, была проведена рентгенография полной поверхности полотна и получено панорамное изображение в высоком разрешении.

В 2018 году в результате нападения вандала полотно было повреждено в трех местах, пострадала рама. Был затронут красочный слой, картина получила скрытые повреждения – все это сильно усугубило проблемы, связанные с «хронической болезнью», которая была у картины — ослабленная связь грунта с красочным слоем. Перед реставраторами встала сложная задача: не только исправить причиненный вандалом вред, но и глобально решить проблемы сохранности произведения искусства.

Авторский холст был уже дублирован (приклеен для укрепления на второй дополнительный холст) еще при первом нападении на картину в 1913 году. Тогда в реставрации участвовал сам Илья Репин. Теперь же реставраторам нужно было решить множество вопросов: как удалить с оборотной стороны оригинального холста старый клей, как подводить кромки, на какой клей, на какой холст, каким способом дублировать снова (без этой процедуры нельзя было обойтись).

На помощь реставраторам пришли физики из МФТИ и молекулярные биологи из ФИЦ Биотехнологии РАН. Физики занялись проверкой реставрационных материалов на прочность, клейкость и другие параметры, чтобы с помощью всех современных знаний и технологий выбрать самые лучшие материалы для реставрации. Молекулярным биологам из группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН предстояло убедиться в том, что материалы, которые планировалось использовать при восстановлении картины, будут максимально устойчивы к любому микробиологическому поражению. Также было необходимо понять, как будут вести себя эти материалы через 50 или 100 лет.

Для этого на первом этапе в отделе реставрации масляной станковой живописи Третьяковской галереи сделали специальные макеты, представляющие собой фрагменты холста, на который последовательно наносили проклейку, грунт, красочный слой сиены жженой (которую использовал Илья Репин при написании картины) и тот или иной адгезив (укрепляющие вещества, способные соединять материалы путем поверхностного сцепления).

Затем научные сотрудники группы под руководством к.б.н. Александра Жгуна в соответствии с рекомендациями Государственного Научно-Исследовательского Института Реставрации (ГосНИИР, Москва) провели искусственное старение макетов, разработали тест-культуры (на основе ранее изученных доминантных представителей микробиома Третьяковской галереи) и изучили биозащитные свойства разнообразных классических и современных адгезивов природного и синтетического происхождения в составе макетов без и после искусственного старения. Эти результаты, совмещенные с результатами физиков из МФТИ, позволили реставраторам выбрать оптимальный адгезив для дублирования знаменитого авторского полотна на новый холст.

Теперь шедевр Ильи Репина полностью восстановлен. Картина будет храниться в депозитарии музея до момента изготовления для нее антивандальной и антибликовой защитной капсулы. По завершении работ по изготовлению и монтажу данной капсулы картина будет возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи.