Потери «пищевой цепочки» в человеческом обществе


19 июня 2023 года в рамках деятельности Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания» было проведено экспертное обсуждение предложений по совершенствованию мер эффективной государственной поддержки в рамках представленного базовой организацией аналитического отчета по теме « Пищевые отходы: проведение исследования в целях определения объемов образования отходов по видам пищевой продукции с истекающими сроками годности и пищевые отходов. Известные технологии утилизации пищевых отходов, сферы их применения, а также оценка эффективности данных технологий и решений по их использованию».

Принято считать, что утилизация испорченных продуктов — это узкая ниша, во многом зависящая от магазинов, где может истекать срок годности, и потребителя, который не успел вовремя съесть то, что купил. Однако в реальности на пути «от поля до вилки» портится более 40% пищевых продуктов. В России эта цепочка включает 6 основных этапов: более 8% сырья теряется на производстве, больше 3% — при транспортировке, более 8% — при хранении, около 4% — в магазинах, и 11% — уже после покупки. Все эти этапы складываются не просто в затраты ресурсов (в том числе, трудовых), но и в огромный неиспользованный потенциал. Потерянные на каждом из этих шагов продукты и ингредиенты могут не отправляться на полигоны, а найти применение в других отраслях промышленности.

Решения этой проблемы обсудили участники экспертного семинара. В роли докладчика и содокладчиком по данной тематике выступили: проректор по молодежной политике Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» Владимир Викторович Шутенко и профессор кафедры технологии бродильных производств и виноделия ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ» Марина Борисовна Мойсеяк. В роли экспертов на семинаре выступили специалисты Центра компетенций НТИ «Молекулярная инженерия в науках о жизни». Заседание прошло в ФИЦ Биотехнологии РАН.

Страны, входящие в ООН, в 2015 году приняли 17 целей устойчивого развития, куда вошло и сокращение пищевых отходов вдвое к 2030 году. В России рациональное использование природных ресурсов, утилизация с отходами и принципы устойчивого развития законодательно закреплялись с конца 90-х годов (указ Президента РФ № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законы). На практике инфраструктуры для полноценной утилизации органических отходов и сегодня во многих регионах нет, а в других она находится в зачаточном состоянии.

Объективно, устойчивое развитие не может ограничиваться одной отраслью заботы об экологии: к нему нужно одновременно стремиться в промышленности, здравоохранении, сельском хозяйстве, торговле. Поэтому для такой, на первый взгляд, узкой отрасли, как сокращение и переработка пищевых отходов, в России нужны усилия федеральных ведомств — от Минпромторга и Минприроды до Роспотребнадзора и Росстандарта. В первую очередь, для этого нужны изменения в нормативной базе, где сейчас есть множество пробелов.

На мероприятии эксперты из ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ» внесли предложения о совершенствовании мер эффективной государственной поддержки. Вот основные из проектных предложений:

  • Ввести понятие «органические отходы» и прописать запрет на захоронение и сжигание органических отходов без получения тепла и/или электроэнергии в Федеральном законе об отходах производства и потребления № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. (ред. 01.03.2023 г.)
  • Прописать в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 г. № 84-р. меры по централизованному сбору органических отходов, создание инфраструктуры для их утилизации и предоставление субсидий для приобретения оборудования и технологий, которые необходимы для этого предприятиям
  • Освободить от НДС операции по передаче продуктов питания с истекающем сроком годности на безвозмездной основе юридическим лицам и благотворительным организациям
  • Создать проект субсидирования запуска новых, а также обновления и восстановления старых предприятий по переработке пищевых отходов на федеральном и региональном уровне
  • Рекомендовать торговым сетям новые элементы корпоративного управления: вести статистику продовольственных потерь и отчетность по ним, ввести новые KPI по снижению количества отходов (как в целом, так и на розничных точках), внедрять фудшеринга в бизнес-процессы
  • Разработать нормативные акты, которые запрещают захоранивать пригодные к употреблению в пищу продукты
  • Определить органы власти, которые будут контролировать потери продовольствия в сельском хозяйстве, общепите, торговых сетях
  • Улучшить методики статистического учета и анализа потерь пищевых продуктов и внести их в Распоряжении Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р»
  • Рекомендовать Министерству науки и высшего образования разработать новые ФГОСы для подготовки кадров, которые будут сокращать продовольственные потери на всех этапах цепочки.
    Эксперты сошлись во мнении, что сегодня экологическая сознательность и новые подходы необходимы как человеку, так и предприятиям — причем в любой отрасли и на любой стадии производственного цикла.

Предприятиям поможет государственная поддержка и единая информационная платформа. Такая платформа «сошьет» все отрасли в одну канву, показывая, что на одних производствах будет отходом, в других может стать сырьем. Единая платформа поможет компаниям понять, какие технологии уже существуют, чтобы не приходилось изобретать их с нуля производства, а масштабировать существующие налаженные процессы. Проект такой единой информационной платформы еще только разрабатывается и требует консолидации ключевых организаций отрасли.

Но только на уровне компаний эти инициативы будут малоэффективны: нужно воспитывать культуру потребления и ресайклинга, чтобы люди по-другому начали относиться к продуктам, приучались сортировать вторсырье, подключаться к фудшерингу и не запасать скоропортящееся продовольствие впрок. Даже дополнительное образование останется без результата, если в семьях детей родители будут равнодушны к экологии. В некоторых странах перестроить это мышление помогают строгие санкции. Так, в Южной Корее граждан штрафуют, если они выбрасывают не рассортированный мусор. В других странах есть инфраструктура и удобные приспособления для того, чтобы сдавать вторсырье. А перестроить сознание людей в Японии помогли 14 постулатов Деминга, следование которым привело к настоящему экономическому чуду.

Для реализации данных мер потребуются финансовые вложения, нужно сооружать комплексы и инфраструктуру — не только для сбора отходов и обмена ресурсами, но и, в том числе, для производства биогаза. Кажется, что смысла в производстве биотоплива не так много, особенно при огромных запасах нефти и газа в нашей стране. Но было бы ошибкой полагаться на исчерпаемые ресурсы, теряя темпы развития и упуская огромные долгосрочные выгоды: природный газ более неудобный и дорогой в использовании по сравнению с биогазом из отходов. Политика устойчивого развития помогает создавать новые альтернативные ресурсы, выводит страну на новый культурный и экономический уровень.