Цветовой код для биопоражения объектов культурного наследия


Микроорганизмы являются одним из основных факторов, приводящих к разрушению памятников архитектуры, живописи, и других объектов культурного наследия. Большинство материалов, из которых они сделаны, являются хорошими субстратами для обитающих на них микробах. На сегодняшний день нет четкой классификации объектов культурного достояния относительно групп микроорганизмов, способных их разрушать. Однако такое понимание важно с точки зрения соблюдения условий консервации, проведения реставрационных работ, в частности, использования таргетированных антисептиков. Ученые группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН (Москва) впервые разработали платформу для визуальной классификации биодеградации материалов объектов искусства на основе цветовой шкалы. Результаты работы подробно описаны в научном обзоре, опубликованном в Heritage Science.

Микроорганизмы-деструкторы или их сообщества способны вызывать разрушение объектов культурного наследия и важнейшим критерием формирования такого сообщества является материал, из которых эти объекты созданы. Например, микроорганизмы, разрушающие икону, богатую органическими материалами, такими как доска, темперные краски и клей, отличаются от микроорганизмов, обитающих на керамической посуде или металлических гравюрах, состоящих из неорганических материалов. В настоящее время ученым, реставраторам, музейным хранителям, по большей части, известно, как бороться с биопоражением для тех или иных видов материалов. Однако нет четкой классификации этих процессов и их визуального представления.

«В начале 2000-х был разработан цветовой (радужный) код для биотехнологии. Он позволил визуально обозначить отдельные отрасли биотехнологии, например, медицинскую биотехнологию назвали «красной», промышленную – «белой», биотехнологию ресурсов мирового океана – «синей» и т.д. Такая классификация оказалась эффективной открытой платформой, позволяющей добавлять новые возникающие отрасли биотехнологии. Поскольку одно из основных направлений нашего научного подразделения связано с диагностикой и предотвращением биопоражения произведений живописи (в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей), по аналогии с цветовым кодом для биотехнологии мы разработали платформу для цветового кода биопоражения объектов культурного наследия», — рассказывает автор работы Александр Жгун, к.б.н., старший научный сотрудник, руководитель группы генетической инженерии грибов.

Авторы научного обзора разработали наглядную систему кодирования по цвету для материалов, входящих в состав объектов культурного наследия и являющихся определяющим фактором при их хранении.

«Для классификации материалов, из которых состоят объекты культурного наследия, мы ввели цветовой код, позволяющий их визуализировать в виде круговых пиктограмм из одного или нескольких цветов. Такая графическая интерпретация может, с одной стороны, помочь систематизировать условия музейного хранения, повысить  эффективность консервации и научной реставрации, а с другой — облегчить понимание процессов биодеструкции, особенно композитных материалов», —  рассказывает первый автор научной публикации Дарья Авданина, к.б.н., научный сотрудник группы генетической инженерии грибов.

Предложенная уникальная система цветовой классификации описывает подверженные или потенциально подверженные биопоражению объекты культурного наследия, монументального искусства, станковой живописи, а также объекты, находящиеся под водой (на дне рек, морей, океанов).

«Для более четкого понимания происходящих процессов, мы ввели холодные оттенки цветов для обозначения неорганических материалов и теплые оттенки для обозначения органических материалов. Это связано с фундаментальными отличиями между этими типами материалов, такими как горючесть, гигроскопичность, элементный состав», — поясняет Александр Жгун.

Так, для обозначения неорганических материалов были использованы следующие пары «материал – цвет»: камень – серый, металл – хаки, стекло – зеленый, глина – голубой. Таким образом, каменные храмы, скульптуры, гравюры, ювелирные украшения, мозаичное стекло, керамическая посуда и другие предметы из неорганических материалов могут быть отнесены к соответствующему цвету и обозначены (например, в каталоге) нужной цветовой пиктограммой.

Для биодеградация органических материалов (изделия из кости, меха, кожи, ткань, дерево) применены фиолетовый, красный и коричневый цвета. Так, например, кожаные изделия и украшения из кости будут соответствовать фиолетовому цвету, холсты, церковные облачения, бинты для бальзамирования мумий (все это материал – ткань) будут иметь обозначение красным цветом, а объекты из дерева, такие как, например, деревянные скульптуры, иконы, книги, пергамент, отнесены к коричневому цвету.

Для художественных материалов, которые могут содержать неорганические и органические компоненты (масляные, темперные краски, акварель, пластификаторы, олифы, лаки и т.п.), ученые ввели золотой цвет.

«Отдельные цвета были присвоены объектам в музеях и находящимся под водой. Музей в нашей системе рассматривается как собирательный образ, в котором находятся экспонаты, созданные из различных материалов. Именно поэтому музей был обозначен белым цветом по аналогии с белым светом, который является совокупностью всех лучей цветного спектра. Для объектов культурного наследия, находящихся под водой (затопленные города, храмы, корабли, сокровища и т.п.), мы ввели специальный синий цвет», — уточняет Дарья Авданина.

Для объекта культурного наследия, состоящего из одного материала, используется одна круговая пиктограмма, состоящая из одного цвета, присвоенного соответствующему материалу. Объектам культурного наследия, состоящим из нескольких материалов, соответствуют круговые пиктограммы, закрашенные в несколько соответствующих цветов. Например, для шапки Мономаха, будет использована пиктограмма из 3-х цветов: серый (камень), хаки (металл) и фиолетовый (мех).

Разработанная классификация позволяет наглядно обозначить (например, в каталогах, системах учета и пр.) с помощью цветовой пиктограммы материал или материалы, из которого сделан предмет культурного наследия. Это позволит в дальнейшем систематизировать объекты, условия их хранения, реставрации, консервации и повысить эффективность борьбы с биодеструкцией.

Такая система может быть использована как в пределах фонда одного музея или галереи, так и на общегосударственном уровне и даже может быть введена в мировую практику, что существенно облегчит и упростит каталогизацию, процессы транспортировки, экспонирования и хранения предметов культурного достояния.